Возлюбив ближнего своего
Репортаж. Как живут люди преклонного возраста, заботу о которых взяло на себя государство? Корреспондент «Вечерки» побывала в Городском доме-интернате для ветеринаров войны и труда «Свiтанак».
«Свiтанак» рассчитан на 100 мест, но сейчас в нем 84 жильца. Среди них участники и ветераны Великой Отечественной войны и те, кто живет по договору ренты – пожизненного содержания с иждевением. Елена Аврамовна Корсак на переезд решилась одной из первых.
– Всю жизнь работала в справочном бюро на железнодорожном вокзале. В результате перенесенной простуды начались проблемы со здоровьем, а с выходом на пенсию недуги ещё больше обострились. После тяжёлой продолжительной болезни ушел из жизни супруг. Хорошо всё обдумав, заводила договор ренты с государством. С тех пор прошло почти 7 лет. Все это время живу в «Свiтанке», – говорит Елена Аврамовна.
Она всем довольна. Обустроила комнату по собственному вкусу: привезла трюмо, мягкую мебель, огромный телевизор. Повсюду аккуратно расставлены игрушки, сувениры.
В «Свiтанке» живут несколько категорий жильцов. Те, кто находится на полном гособеспечении с сохранением 10% пенсии. Заключившие договор ренты с пожизненным иждивением. Оплачивающие проживание (сами или родственники) в установленном законодательством объеме – около 500 рублей в месяц.
– На кухне личный холодильник, его я привезла из дома, – показывает пенсионерка. – Кормят четыре раза в день, но иногда хочется чего-то особенного. Я, к примеру, люблю лимоны. Магазин не далеко, и в Минск иногда выбираюсь. Покупаю, что душа пожелает.
Елена Аврамовна – из тех, кого, несмотря на возраст, называют живчиком. Занимается скандинавской ходьбой, помогает администрации учреждения (относит письма на почту), учувствует во многих мероприятиях.
– С нами, стариками, не просто, – улыбается она. – С возрастом капризничаем, привередничаем, будто малые дети. Персонал относится к этому с пониманием: всегда выслушают, помогут. Золотые здесь работают люди.
Средний возраст жильцов Дома интерната – 83,5 года. Самому мудрому, Леонтию Марковичу Кордевичу, 97 лет. К слову, это именно он 3 июля 1944 года на первом танке с двумя гвардейскими флагами въехал в освобожденный Минск.
Трех лет до 100-ленего юбилея не хватает и Людмиле Николаевне Норко. Во время войны она была операционной медсестрой, похоронила мужа и двух сыновей, но, не смотря на боль потерь, не теряет оптимизма.
– У каждого своя судьба, – говорит директор дома-интерната Алла Грибок. – И причины, по которым пожилые люди попадают к нам, самые разные.
В доме-интернате созданы все условия для комфорта проживающих: безбаръерная среда, мягкий уголок на каждом этаже, телевизоры в комнатах. Санитарки приберут, помогут собраться на прогулку, медсестры сделают укол. Помогут подопечным одеться, почистить зубы, расчесаться. Жильцам, которые передвигаются только в пределах комнаты или в пределах комнаты или не встают с постели, а в учреждении таких более 20, сменят средства гигиены, проведут необходимые процедуры.
– Часть крыла на третьем этаже отведена под медицинский блок, – рассказывает фельдшер Алла Шейко, – Пожилые люди получаю здесь физиотерепевческое лечение, занимаются адаптивной физкультурой, пьют фиточай.
Есть в «Свiтанке» и комната релаксации.
– Случается, что пожилые люди разучиваются застегивать одежду, завязывать шнурки, – говорит культ-организатор Татьяна Петыга, поэтому занимаемся эрготерапией –восстановлением жизненно необходимых навыков. Играем в шашки, шахматы домино, разгадываем кроссворды – все это заставляет мозг работать.
Не обходится в «Свiтанке» и без романтики. Убеленные сединами, но не потерявшие привлекательность дамы и кавалеры симпатизируют друг другу. Их трогательные ухаживания заключаются в совместных прогулках, разговорах, обедах и ужинах за одним столом.
Скрасить досуг помогают новые увлечения, они же – трудотерапия. Валяние, вязание, лепка, роспись, изготовление изделий из кожи и бумаги… В зависимости от способностей, интересов и возможностей техника работы в декоративно-прикладном творчестве для каждого пожилого человека подбирается индивидуально.
– К нам приходят только те, у кого есть желание. Около 30 человек занимаются постоянно, остальные выполняют подготовительные работы: распускают нитки, делают заготовки, – рассказывает инструктор по трудотерапии Татьяна Ворса. – Изделия получаются симпатичные – совушки, джинсовые медвежата, тюльпаны и пионы из текстиля и шерсти.
Татьяна Ворса отмечает, что среди рукодельниц есть просто уникальные люди. Татьяна Тарасовна, к примеру, создает настоящие шедевры. а у нее нет обеих ног и одного глаза. Нина Николаевна перенесла четыре инсульта, но занятия не бросила. Людмила Николаевна не ходит, но и в 95 лет помогает делать заготовки, распарывает ткань.
Сейчас пожилые люди готовятся к весенней выставке. Сменив зимнюю экспозицию, она украсит холл пятого этажа.
– Видите палочку? Это стебель ветка, его нужно обмотать гофрированной бумагой, – Клавдия Григорьевна показывает будущий тюльпан.
В доме интернате живет два года. Считает, что многое зависит от самого человека. Печалясь, он смотрит на мир с негативом. Пребывая в добром расположении духа, воспринимает события как должное.
– Коль так сложились обстоятельства, нужно приспособится к ним, – заключает собеседница. – Оставаться человеком: Возлюбить ближнего, как самого себя.
В ее простых словах – великая мудрость глубокий жизненный смысл, соотносимый с ситуацией в любом возрасте.
Алеся Загорская
Фото Павла Русака
Источник: «Вечерний Минск» 28.02.2019
Опубликовано