Пенсионерка: «Для одиноких людей после 70 лет договор ренты может стать хорошим решением»

Минчанка Ривекка Матовецкая уверена, что получение социальных услуг на основе рентных отношений полностью оправдывает себя. С ней поговорила корреспондент агентства «Минск-Новости».

До выхода на пенсию Ривекка Матовецкая работала на разных должностях в сфере народного хозяйства. Много лет прожила в счастливом браке, но детей у супружеской пары не было. После смерти мужа осталась одна в трехкомнатной квартире со среднестатистической пенсией.

Социальные услуги на основе рентных отношений получает пять месяцев. Признается, что к решению о заключении с государством договора пожизненного содержания с иждивением (ренты) пришла не сразу. Первоначально рассматривала возможность подписать соответствующий договор с частным лицом — завещать ему квартиру в обмен на уход и пожизненное содержание. Тем более что и подходящая кандидатура была — дочка ее соседки.

Однако при детальном рассмотрении вопроса обнаружилось много подводных камней. Чтобы выполнять условия договора по содержанию пожилого человека, осуществляющий за ним уход должен работать и зарабатывать. Но в таком случае он не всегда сможет быть рядом, когда в этом возникнет необходимость (например, чтобы сопроводить к врачу). И как быть, если ухаживающий потерял

работу, серьезно заболел? Или здоровье подопечного ухудшится настолько, что ему потребуется круглосуточный уход?

Не найдя устраивающих ее ответов на эти и другие вопросы, Р. Матовецкая обратилась к варианту договора с государством. К этому ее подтолкнуло утвержденное в феврале 2017 года постановление Совмина, закрепляющее порядок и условия соцобслуживания на основе договора пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов.

Как человек с тремя высшими образованиями, одно из которых юридическое, она тщательно проанализировала все предлагаемые пункты документа. И пришла к выводу: ей это полностью подходит. Тем более что такой договор еще на стадии пилотного проекта заключили брат мужа и подруга, и отзывы от них она слышала положительные. Отмечает: большая заслуга в том, что все-таки решилась на этот шаг, принадлежит руководству Территориального центра социального обслуживания населения (ТЦСОН) Фрунзенского района. Их всесторонняя помощь на стадии оформления договора просто неоценима.

— Многие пожилые люди боятся заключать договор ренты, потому что ожидают какого-то подвоха, — говорит собеседница. — Опасаются, что у них заберут квартиру, сдадут в дом-интернат… Но это невозможно, ведь в договоре четко оговариваются все условия оказания услуги, на которых достигнуто соглашение. Наоборот, получаешь защиту от черных риелторов, которые нередко охотятся за квартирами одиноких людей. И, что немаловажно, документом не ограничиваются важнейшие гражданские права пожилого человека. Получатель ренты может по-прежнему вступить в брак, поехать путешествовать, принять участие в выборах и так далее.

Согласно заключенному договору, Р. Матовецкая имеет право пользоваться своей квартирой пожизненно. При этом ей гарантирована оплата всех жилищно-коммунальных услуг, сама рассчитывается только за Интернет и городской телефон. Если возникает необходимость ремонта газового, электрического, сантехнического оборудования, его делают бесплатно. Однажды она уже воспользовалась этой возможностью, когда сломался сливной бачок. Предусмотрена также оплата государством ремонта в квартире, но у нее такой нужды пока не возникло.

Право на получение пенсии сохраняется полностью, кроме того, ей ежемесячно положены рентные выплаты в размере 5 базовых величин. Два раза в неделю приходит соцработник из районного ТЦСОН и помогает по хозяйству на протяжении пяти часов: убирает квартиру, готовит, ходит за покупками, сопровождает к врачу. По словам моей собеседницы, график получения помощи каждый выбирает себе сам. Например, к ее подруге, также заключившей договор ренты, соцработник приходит пять раз в неделю на два часа. Своей соцработницей Натальей Смоляк очень довольна, признается собеседница. Трудолюбивая, ответственная, заботится о ней со всей душой. Немаловажный момент: если помощница заболела, ей на замену могут прислать другую. Когда с Натальей такое однажды случилось, Ривекке Георгиевне тут же позвонили и предложили этот вариант. Но она сочла, что неделю сможет обойтись без посторонней помощи.

Если состояние здоровья получателя ренты значительно ухудшится, предусмотрен переезд по медицинским показаниям в Городской дом- интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак». Р. Матовецкая заранее прописала в договоре, что в таком случае ей предоставят благоустроенную солнечную комнату на одного человека с отдельным санузлом. При этом она полностью сохранит свою пенсию, продолжит получать рентные выплаты, а если здоровье улучшится, сможет вернуться домой.

— Люди нашего поколения много и тяжело работали. Полагаю, на склоне лет мы имеем право на достойные условия жизни, — говорит собеседница. — И если уж судьба распорядилась так, что позаботиться о пожилом человеке некому, надо это сделать самому. Считаю, для одиноких людей после 70 лет договор ренты может стать хорошим решением.

Справочно

По данным комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, всего в Минске заключено 23 договора пожизненного содержания с иждивением. Получателями услуги стали 28 граждан, в том числе 5 супружеских пар. На рассмотрении в комитете находятся еще два заявления о заключении договора.

 

 

 

Источник: «Минск — новости» 4.02.2018

Опубликовано