Как празднуют Новый год в доме-интернате для ветеранов войны и труда

Новый год — праздник семейный, потому все и спешат домой. Но иногда жизнь складывается иначе. Как у подопечных дома- интерната для ветеранов войны и труда «Свiтанак» в поселке Тресковщина Минского района. Здесь красиво. Воздух свежий, морозный. Только как-то очень тихо. На улице почти никого. Охранник у ворот говорит: дежурил здесь в прошлую новогоднюю ночь. В поселке то и дело фейерверки взмывали в небо. А тут в редком окне заполночь еще горел свет. Оно и понятно. Для многих этот праздник — уже 80-й, а то и 90-й в жизни. Средний возраст проживающих — 85 лет.

У каждого своя причина провести старость в этих стенах. Но как бы там ни было, и здесь готовятся к встрече Нового года. На этажах — праздничное убранство. Почти все, к слову, сделано руками постояльцев. Матерчатые рукавички, домики, сердечки, вязаные снежинки, еловые веночки… А еще прямо с порога ощущается такой знакомый домашний аромат.

— Это у нас клуб «Бабушкина кухня» заседает, —

приветствует директор дома-интерната Алла Грибок. — Сегодня

пекут блинчики. Приглашают соседей, чаевничают, песни поют…

«Эх, молодость»

Заходим «на огонек». У блинницы (спонсоры подарили) Клавдия Григорьевна — наливает черпаком очередную порцию теста, переворачивает, снимает. Рядом Татьяна Тарасовна — промазывает каждый блинчик маслом. Постепенно подтягиваются и другие.

  • А на Новый год тоже посиделки будут? — интересуюсь.

Отвечают, что в основном вся праздничная программа — концерты, вечера танцев, поздравления — проходит накануне. А в саму новогоднюю ночь ходят друг к другу в гости.

  • В прошлом году ко мне соседка приходила, — вспоминает Клавдия Григорьевна, по профессии врач. — Выпили по бокалу шампанского, посмотрели телевизор, вот и все. А вообще, я люблю одиночество. И на Новый год хочу только, чтобы все близкие позвонили. Одна дочка с семьей в Америке живет. Другая в Египет уехала с внуком…

На «Бабушкиной кухне».

Одиноких стариков в интернате, к слову, мало. У большинства есть родственники. Многих навещают. Некоторых даже забирают на время, чтобы сменили обстановку, встретили праздник в кругу семьи. Но есть и те, про кого близкие забыли…

  • А каким у вас был самый памятный Новый год?
  • 1997-й. Мы тогда последний раз все вместе отмечали: муж еще был здоров, две дочери, зятья, внуки… Поэтому он самый памятный и самый тяжелый. Прощальный, — вздыхает Клавдия Григорьевна.

  • В молодости все памятные были — я считала, что это самый веселый праздник. Дождаться не могла, — признается Татьяна Тарасовна.
  • Эх, молодость, молодость, — вторит соседке за столом Татьяна Сергеевна. В прежнее время она работала инженером на железной дороге. В интернате уже третий год. Нынче 31-го ждет родственников из Риги. А обычно внучка Катя навещает, в Минске живет. Почему бабушка в доме-интернате оказалась? Говорит, никому не хотела быть обузой. — Я тоже раньше очень любила этот праздник… А здесь что? Концерт посмотрю по телевизору. Да и желание у меня уже одно — немножко пожить и чтобы ничего не болело.

Елена Аврамоша.

«Жить можно, жить нужно»

Нас уже ждут другие жильцы — участники конкурса на лучшее праздничное убранство своих комнат. Первым делом заходим к Елене Аврамовне — 7-й год пошел, как она, первая в стране, поселилась в интернате на условиях ренты. Сейчас на полном государственном обеспечении. Говорит, не жалеет. Сюда решилась переехать по состоянию здоровья. Давно болела. А как муж умер, не захотела дома одна оставаться…

Обстановка совсем домашняя. Новогодние елочки, игрушки, мишура — в основном еще из той, прежней жизни.

— Это я не именно к конкурсу украшала. В первую очередь для себя. Дождик на люстру даже закинула… Что буду делать 31 декабря? Раньше еще что-то готовила, соседки в гости приходили. А сейчас здоровье не то. Так что включу телевизор, посмотрю старые фильмы, новогодний «Огонек”. Зато на Рождество постараюсь всю ночь не спать — будут показывать богослужение… А вообще, если хандрить начинаю, включаю юмористическую передачу — и уже хохочу. Жить можно, жить нужно.

«В чистоте и доброте»

У Лидии Михайловны обстановка тоже праздничная. Повсюду снежинки. Навязала их не только для себя, но и для всего «Свiтанка».

  • Это будет мой второй Новый год в интернате. Как прошлый встречала? Посмотрела выступление Президента и новогодний «Огонек»… У меня и прежде этот праздник по-простому проходил. Работала крановщицей в литейке. Часто выпадало дежурство.

Как оказалась в интернате, рассказывает нехотя. Больная тема. Мол, дочка из квартиры выставила. Потом внучка попросила дарственную на домик оформить…

  • А тут хорошо. Живу в чистоте и доброте. И подруга у меня появилась. Мне родственники салат из деревни передали, у нее грибочки есть. Посидим.

— Помните свой самый счастливый Новый год?

— Встречали 1989-й. Тогда мы большой компанией — подруги, знакомые — ходили гулять на елку. Было очень весело. И я молодая еще…

«На этом фото мне 20 лет»

А вот и комната Татьяны Тарасовны, той самой, с которой начали беседовать на «Бабушкиной кухне». В более камерной обстановке она делится историей своей жизни. После того как в 55 лет отслоилась сетчатка, решила уйти на пенсию и вместе с мужем переехала жить в Заславль, в собственный дом. Потом супруг умер. А у нее началась гангрена. Как первую ногу ампутировали, попросила сына отвезти ее туда, где живут такие же инвалиды. Чтобы не стесняться. Уже пятый год в интернате. Есть еще дочка, далеко.

— У меня остались давние снимки. Смотрите, тут мы с подружкой в клубе на танцах встречаем Новый год. Прямо как в фильме «Карнавальная ночь». Конфетти, серпантин. На этом фото мне лет 20… А вот «голова Руслана» из снега с горкой. Такую в 1960-х сооружали недалеко от универсама «Беларусь”. Чудесная жизнь была.

Вспоминает и 2015-й год, когда перед Новым годом в дом-интернат Президент приезжал. Женщинам в подарок по пуховому платку привез… А вот сын, признается, не навещает. Она не обижается. Только очень за него переживает.

Из дома в дом

Есть здесь и трудовые мастерские — в соседнем здании. Сделано это специально, чтобы старики в любое время года, в любую погоду могли хоть немного пройтись по улице. А то, бывает, некоторых из комнат не вытянуть. Особенно новичков — первое время многие хандрят… Но у Евгении Михайловны другой характер. Заводной. С удовольствием наряжает тут самодельные елочки-сувениры. Улыбается и совсем не выглядит на свои 78. Говорит, до 18 лет жила в детдоме. А сейчас вот в доме для стариков уже два месяца. Дети разъехались, муж умер, а одной страшно оставаться.

— Мне очень нравится, как тут пекутся о стариках, как к нам относятся. Понимаю, что это совсем непросто. Нужно не только желание, но еще и любовь. Мы ж все с разными характерами.

По профессии геофизик, она много ездила по экспедициям. А в белорусский дом-интернат приехала из Казахстана. Как будет встречать 2019-й? Пока не знает. Но надеется, что компания найдется. И желание будет загадывать: чтобы все родные были здоровы и счастливы. И она с ними вместе.

 

Источник: «Беларусь Сегодня» 29.12.2018

Опубликовано