Что такое рента? Может ли пенсионер отказаться от своей квартиры и после этого жить спокойно и счастливо?

Могут ли пожилые люди отказаться от своего главного богатства — квартиры — и после этого не бояться за свою старость? В этом материале мы расскажем, что такое рента.

Этот вопрос не журналистская придумка, он отражает суть письма, которое недавно прислали в агентство «Минск-Новости» два минских пенсионера:

«К вам обращается супружеская пара. Уже более 50 лет мы живем вместе и считаем, что жизнь прошла с пользой и интересно.

Однако теперь мы часто болеем и сил иногда не хватает даже на то, чтобы сходить в поликлинику. К сожалению, вышло так, что детей у нас нет, поэтому помочь некому. Мы слышали, что сейчас в городе проводится эксперимент — можно сдать квартиру на условиях ренты и поселиться в доме-интернате, где проживающим обеспечивают уход. Так ли это? Какие условия проживания? Как оценивают это начинание пенсионеры, уже заключившие договор ренты? И можно ли вернуться в свою квартиру, если в интернате не понравится?

Ольга Михайловна и Владимир Эрнестович, ветераны труда»

Чтобы ответить на поставленные вопросы, наш корреспондент побывал в деревне Тресковщина Минского района, где находится Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак».

Так ли это?

Эксперимент, о котором спрашивают Ольга Михайловна и Владимир Эрнестович, проводится в Минске согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2011 года № 738. В прежние годы подобные рентные отношения обычно заключались между физическими лицами: пенсионер мог отдать свою квартиру

родственнику, соседу или любому другому человеку, если тот брал на себя обязательство взять его на иждивение, ухаживать за ним, оплачивать коммунальные услуги и прочее. Однако в этом случае слишком многое зависело от порядочности опекуна. Известно немало случаев, когда, например, бабушка завещала свою квартиру в обмен на хорошее отношение, а потом горько жалела об этом. И поэтому правительство взяло на себя все необходимые в этом случае гарантии, разрешив минским пенсионерам передавать жилье в распоряжение города, а взамен пожизненно получать высокопрофессиональное обслуживание и ежемесячную рентную плату. При этом пенсия остается в полном распоряжении пожилых граждан.

Условия проживания

Что прежде всего порадовало при посещении дома-интерната «Свiтанак», так это то, в каком здоровом и живописном месте он расположен. На территории учреждения — и яблоневый сад, и столетняя липовая аллея, и каскад старинных искусственных прудов. Чистый воздух, простор, особый микроклимат…

Шестиэтажное здание дома-интерната — в образцовом состоянии. Его торжественное открытие после реконструкции состоялось пять лет назад при участии Президента Александра Лукашенко. Во всех помещениях — светло, тепло, уютно, много цветов.

Уютно даже на лестничных площадках…

Из окон открывается вид на прекрасную белорусскую природу…

Рассказывает директор дома-интерната Елена Варивончик:

— Сейчас у нас проживают 90 человек, 10 из них — на условиях договора ренты. Заключить такой договор могут минчане, достигшие 70-летнего возраста и не имеющие родственников, обязанных содержать их по закону. Передав свое жилье в распоряжение города, они переезжают в «Свiтанак». В учреждении в настоящее время работают 68 сотрудников — врач-терапевт, фельдшер, медсестры и санитарки, трудотерапевт, библиотекарь, рабочие по стирке и ремонту одежды, повара и другие работники. Если пенсионер передал городу, например, однокомнатную квартиру, ему ежемесячно выплачивается сумма в размере одной базовой величины. Сумма невелика, но такой человек не платит «коммуналку», получает лекарства, находится под круглосуточным наблюдением медперсонала. В распоряжении ветеранов — и тех, кто находится у нас на полном государственном обеспечении, и проживающих на платной основе, и заключивших договор ренты, — комнаты повышенной комфортности на одного или двух человек. Есть помещения для отдыха, кабинеты лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии, мастерская для занятий по трудотерапии. Проживающие с удовольствием приходят на киносеансы, по праздникам — на концерты. Есть своя домовая церковь. Но самое главное, на что всегда могут рассчитывать поселившиеся в «Свiтанке» ветераны, — это внимание и забота наших сотрудников.

Что думают сами рентники

Супруги Тамара Андреевна и Иван Григорьевич Кононовы проживают в «Свiтанке» год и семь месяцев. В прошлом они рабочие люди; на двоих — 109 лет трудового стажа. Тамара Андреевна трудилась швеей на фабрике имени Крупской и за ударный труд удостоена ордена Трудового Красного знамени. Иван Григорьевич был высококлассным слесарем, работал на электромеханическом заводе. Вместе они в мире и согласии прожили 57 лет и жалеют только об одном — у них нет детей. Обоим уже за 80, и в последние годы все чаще беспокоят болезни.

— В Минске у нас была однокомнатная квартира, — рассказывает Тамара Андреевна. — Под окнами — шумная дорога, остановка общественного транспорта, светофор, перед которым собиралась вереница машин. Не всегда можно было открыть балконную дверь, чтобы проветрить комнату. А здесь — посмотрите, какая красота за окошками!

Этих окошек у супругов сейчас даже больше, чем в минской «однушке». В их жилом блоке — спальня, небольшой зальчик, где они смотрят телевизор, санузел с ванной и хозяйственная комната, где стоит холодильник, которую можно использовать как собственную маленькую столовую.

Узнав, что надо бы сфотографироваться, супруги решили немного принарядиться.

И снимок «при полном параде» получился на загляденье.

— А посмотрите, что у нас в холодильнике, — неожиданно предложила уже после фотографирования женщина. — Такого изобилия мы раньше не имели. Ведь свои пенсии сейчас тратим не на самое необходимое, а на то, чем себя побаловать.

В холодильнике, действительно, красивая картина — и красная рыбка, и маслины с оливками, и фрукты…

Тамара Андреевна понемногу рукодельничает, приняла со своим шитьем участие в выставке, которая проводилась в «Свiтанке», шьет летние панамки в подарок внучатым племянникам.

  • Сначала сомневался, надо ли сюда ехать, — говорит Иван Григорьевич. — Человек ведь привыкает к тому, что имеет. Но потом я обезножел и почти год пролежал в постели. Надо было жену пожалеть, вот и решился на переезд. Правильно сделали, что сюда прибыли. Чувствую себя гораздо лучше, чем в городе. А жилье здесь вообще отличное.

Когда мы беседовали, комнаты супругов прибирала санитарка. Она закончила работу, вышла, и Тамара Андреевна не сдержала добрых слов:

  • Света очень добрая девочка, просто отличная санитарочка.

Можно ли вернуться в свою квартиру?

Можно. По условиям договора ренты государство имеет право сдавать в аренду или использовать как социальное жилье принадлежащую ветерану квартиру, однако в собственность города она может перейти только после смерти рентополучателя. Так что, если жизнь в доме-интернате не заладится, ситуацию можно отыграть назад. Впрочем, таких случаев в «Свiтанке» еще не было. Но были примеры противоположные. Например, в этом году одна бабушка поселилась в интернате (правда, не на условиях ренты, а на платной основе) на время, пока ее близкие родственники находились на отдыхе за границей. Родственники вернулись, а бабушка возвращаться в Минск отказалась.

Экспериментально проверено

Итак, кажется, мы ответили на все вопросы Ольги Михайловны и Владимира Эрнестовича. И теперь, видимо, те, кто прочитал эти заметки, не могут не задать еще один важный вопрос: оправдался ли

эксперимент по внедрению новой формы социального обслуживания, объявленный правительством в июне 2011 года?

Судя по всему, оправдался, и полученный опыт заслуживает распространения. Тем более что для этого открываются новые перспективы: на территории «Свiтанка» планируется возведение еще одного корпуса — шестиэтажного, на 250 мест. Проект предусматривает бассейн, криосауну, соляную пещеру, медицинский блок с современным оборудованием, тренажерный и спортивный залы, парикмахерскую, актовый зал и многое другое.

В 2012 г. 72-летняя одинокая пенсионерка Елена Аврамовна Корсак первой в Минске предоставила свою квартиру в распоряжение города в обмен на пожизненное содержание и уход. Из своей квартиры она привезла в «Свiтанак» диван, шкаф, телевизор. В комнате сменила обои, позаботилась об уюте — всюду были цветы, мягкие игрушки. У пенсионерки имелись дальние родственники, но, как она сама признавалась, ей «не хотелось вводить их в искушение своей квартирой». А о новом месте жительства она всегда отзывалась хорошо, о своем решении не жалела.

Фото автора и агентства «Минск-Новости»

 

 

Источник: «Минск – Новости» 4.11.2015

Опубликовано