В Городском доме-интернате для ветеранов войны и труда «Свiтанак»

Как живут люди преклонного возраста, заботу о которых взяло на себя государство? В Городском доме-интернате для ветеранов войны и труда «Свiтанак» побывала корреспондент агентства «Минск-Новости».

«Свiтанак» рассчитан на 100 мест, но сейчас здесь 84 жильца. Среди них участники и ветераны Великой Отечественной войны и те, кто живет по договору ренты — пожизненного содержания с иждивением. Елена Аврамовна Корсак на переезд решилась одной из первых.

— Всю жизнь работала в справочном бюро на железнодорожном вокзале. В результате перенесенной простуды начались проблемы со здоровьем, а с выходом на пенсию недуги еще больше обострились. После тяжелой продолжительной болезни ушел из жизни супруг. Хорошо все обдумав, заключила договор ренты с государством. С тех пор прошло почти 7 лет. Все это время живу в «Свiтанке», — рассказывает Елена Аврамовна.

Она всем довольна. Обустроила комнату по собственному вкусу: привезла трюмо, мягкую мебель, огромный телевизор. Повсюду аккуратно расставлены игрушки, сувениры.

  • На кухне личный холодильник, его я привезла из дома, — показывает пенсионерка. — Кормят четыре раз в день, но иногда

хочется чего-то особенного. Я, к примеру, люблю лимоны. Магазин недалеко, и в Минск иногда выбираюсь. Покупаю, что душа пожелает.

Елена Аврамовна из тех, кого, несмотря на возраст, называют живчиком. Занимается скандинавской ходьбой, помогает администрации учреждения (относит письма на почту), участвует во многих мероприятиях.

  • С нами, стариками, непросто, — улыбается она. — С возрастом капризничаем, привередничаем, будто малые дети. Персонал относится к этому с пониманием: всегда выслушают, помогут. Золотые здесь работают люди.

Средний возраст жильцов дома-интерната — 83,5 года. Самому мудрому, Леонтию Марковичу Кордевичу, 97 лет. К слову, это именно он 3 июля 1944 года на первом танке с двумя гвардейскими флагами въехал в освобожденный Минск. Трех лет до 100-летнего юбилея не хватает и Людмиле Николаевне Норко. Во время войны она была операционной медсестрой, похоронила мужа и двух сыновей, но, несмотря на боль потерь, не теряет оптимизма.

  • У каждого своя судьба, — говорит директор дома-интерната Алла Грибок. — И причины, по которым пожилые люди попадают к нам, самые разные.

В доме-интернате созданы все условия для комфорта проживающих: безбарьерная среда, мягкий уголок на каждом этаже, телевизоры в комнатах. Санитарки приберут, помогут собраться на прогулку. Медсестры сделают укол, помогут подопечным одеться, почистить зубы, расчесаться. Жильцам, которые передвигаются только в пределах комнаты или не встают с постели, а в учреждении таких более 20, сменят средства гигиены, проведут необходимые процедуры.

  • Часть крыла на третьем этаже отведена под медицинский блок, — сообщает фельдшер Алла Шейко. — Пожилые люди получают здесь физиотерапевтическое лечение, занимаются адаптивной физкультурой, пьют фиточаи.

Есть в «Свiтанке» и комната релаксации.

— Случается, что пожилые люди разучиваются застегивать одежду, завязывать шнурки,—делится культорганизатор Татьяна Пстыга, — поэтому занимаемся эрготерапией — восстановлением жизненно необходимых навыков. Играем в шашки, шахматы, домино, разгадываем кроссворды — все это заставляет мозг работать.

Не обходится в «Свiтанке» и без романтики. Убеленные сединами, но не потерявшие привлекательность дамы и кавалеры симпатизируют друг другу. Их трогательные ухаживания заключаются в совместных прогулках, разговорах, обедах и ужинах за одним столом.

Скрасить досуг помогают и новые увлечения, они же — трудотерапия. Валяние, вязание, лепка, роспись, изготовление изделий из кожи и бумаги… В зависимости от способностей, интересов и возможностей техника работы в декоративно-прикладном творчестве для каждого пожилого человека подбирается индивидуально.

— К нам приходят только те, у кого есть желание. Около 30 человек занимаются постоянно, остальные выполняют подготовительные работы: распускают нитки, делают заготовки, — рассказывает инструктор по трудотерапии Татьяна Ворса. — Изделия получаются симпатичные — совушки, джинсовые медвежата, тюльпаны и пионы из текстиля и шерсти.

Татьяна Ворса отмечает, что среди рукодельниц есть просто уникальные люди. Татьяна Тарасовна, к примеру, создает настоящие шедевры, а у нее нет обеих ног и одного глаза. Нина Николаевна перенесла четыре инсульта, но занятия не бросила. Людмила Николаевна не ходит, но и в 95 лет помогает делать заготовки, распарывает ткань.

Сейчас пожилые люди готовятся к весенней выставке. Сменив зимнюю экспозицию, она украсит холл пятого этажа.

  • Видите палочку? Это стебель цветка, его нужно обмотать гофрированной бумагой, — Клавдия Григорьевна показывает будущий тюльпан.

В доме-интернате живет два года. Считает, что многое зависит от самого человека. Печалясь, он смотрит на мир с негативом. Пребывая в добром расположении духа, воспринимает события как должное.

  • Коль так сложились обстоятельства, нужно приспособиться к ним, — заключает собеседница. — Оставаться человеком: возлюбить ближнего, как самого себя.

В ее простых словах — великая мудрость, глубокий жизненный смысл, соотносимый с ситуацией в любом возрасте.

Справочно

В «Свiтанке»» живут несколько категорий жильцов. Те, кто находится на полном гособеспечении с сохранением 10 % пенсии. Заключившие договор ренты с пожизненным иждивением. Оплачивающие проживание (сами или родственники) в установленном законодательством объеме — около 500 рублей в месяц.

В Минске заключены 22 договора ренты пожизненного содержания с иждивением.

 

 

Источник: «Минск – Новости» 2.03.2019

Опубликовано