Декупаж, скрапбукинг, панно в технике «терра», или Чем увлекаются жильцы дома-интерната для ветеранов

Как проходят будни пенсионеров в Городском доме-интернате для ветеранов войны и труда «Свiтанак», узнавали корреспонденты агентства «Минск-Новости».

В первой половине дня в коридорах учреждения довольно пустынно, жильцов практически не видно — одни отдыхают в своих комнатах, другие дышат свежим воздухом. Сидят на лавочках, прогуливаются по дорожкам. На территории обустроены уютные беседки и даже мини­бассейн с рыбками.


— Есть и свой сад. Весной, когда он цветет, такая красота кругом, — замечает пенсионерка Анна Петровна. — Рядом со «Свiтанкам» — небольшой лесок, ходим туда за грибами.

  • Девчата с утра уже успели собрать поддубников, а я их поджарила, — присоединяется Татьяна Тарасовна.
  • Нынешнее лето только подкачало — выдалось холодным как никогда, — включается в беседу Викентий Артемович Страха. — Не всегда удается погулять на улице.

Наш новый знакомый — военный пенсионер, 27 лет отслужил в армии, прошел путь от младшего лейтенанта до подполковника.

— Детей у нас с супругой не было — ухаживать за стариками некому, —делится Викентий Артемович. — Три года назад начались проблемы со здоровьем, решили переселиться в дом-интернат. Вдвоем покидать родные стены оказалось как-то проще. Правда, сейчас жены рядом со мной уже нет… Скучаю, конечно. Регулярно навещаю ее могилу. Вспоминаю, как мы с ней жили, как колесили из гарнизона в гарнизон. Она всегда была моей опорой и надежным тылом.

На пару перебрались из столицы за город и супруги Кононовы, которые недавно отметили 58 лет совместной жизни. Тамара Андреевна со своим будущим мужем, Иваном Григорьевичем, познакомилась на свадьбе у подруги. С первого взгляда влюбилась в моряка Черноморского флота. Правда, родственники ему прочили другую жену, но чувства молодых людей оказались сильнее.

До сих пор не может забыть свою первую любовь Алла Анатольевна. Жалеет, что судьба их развела в разные стороны. Сотрудники интерната предлагали разыскать мужчину — устроить с ним встречу хотя бы на склоне лет. Но пенсионерка наотрез отказалась:

  • А вдруг его уже нет в этом мире? Для меня такое известие станет настоящей трагедией. Лучше буду жить надеждой, что когда-нибудь увижу своего суженого…

Пока пенсионеры делятся воспоминаниями, к лавочке лениво приближается кошка. Запрыгивает на колени к Татьяне Тарасовне, устраивается поудобнее и начинает довольно мурлыкать.

  • Прибилась бездомная, мы ее откормили, выходили. Теперь Мурка — наша общая любимица, — поясняет Галина Григорьевна.

Беседу прерывает трогательная сцена — к Татьяне Тарасовне из Израиля приехали дочка с внуком. Родные обнимаются, женщина смахивает слезу и уводит детей к себе в комнату.

Заместитель директора дома-интерната Ромуальда Машук отмечает, что пожилые люди всегда с нетерпением ждут встречи с близкими. Во время свидания забывают обо всем, даже пообедать. Приходится подниматься на этаж, напоминать, что пришло время приема пищи. Правда, заботливые родственники есть далеко не у всех пенсионеров. Получив от родителей квартиру, некоторые дети сразу же отправляют

стариков в дом-интернат и напрочь о них забывают. Даже не утруждают себя тем, чтобы узнать, как у отца или матери дела.

— Стараемся, чтобы интернат стал для них новым домом, делаем все возможное, чтобы они не чувствовали себя здесь одинокими. Исходим из того, что каждый наш подопечный заслужил к себе сердечное отношение, — считает Р. Машук.

При поступлении в дом-интернат пожилые люди представляют перечень медицинских документов. В приемном отделении с будущими подопечными и их родственниками беседуют врач, фельдшер, медицинская сестра. Специалисты расспрашивают об особенностях характера, привычках, интересах пенсионера, выясняют, нуждается ли человек в посильной трудовой занятости, организации досуга. Такой обстоятельный разговор помогает сократить адаптационный период — быстрее привыкнуть к незнакомой обстановке, найти общий язык с соседями.

— Все проживающие согласно заключению МРЭК получают протезно-ортопедическую обувь, очки, инвалидную коляску, трость, ходунки, костыли, — добавляет Ромуальда Машук. — Тем, кто находится на полном государственном обеспечении, предоставляют также одежду, обувь, постельные принадлежности и средства индивидуальной гигиены. В нашем доме-интернате проживающих ежедневно осматривают фельдшер и врач. Согласно графику раз в квартал они проходят обследование у узких специалистов Минской центральной районной больницы.

Несмотря на то что в интернате организовано четырехразовое питание, у проживающих есть возможность самостоятельно приготовить любимое блюдо. Для этих целей обустроена кухня.

— Здесь частенько витают ароматы — кто-то рыбкой решил себя побаловать, а кто-то мясо с овощами тушит. Пенсионеры сюда приходят не только покулинарить, но и просто поболтать за чашкой чая, а заодно узнать последние новости или посмотреть сериал, — говорит Ромуальда Машук.

 

В доме-интернате регулярно устраивают показы военных фильмов и старых кинокартин — пенсионеры любят вспоминать времена своей молодости. Своеобразный культурный центр «Свiтанка» — библиотека. Ее заведующая не только советует пожилым людям, что почитать, но и учит работать на компьютере, пользоваться Интернетом, заводить странички в соцсетях. Благодаря этому постояльцы могут общаться со своими родственниками, которые живут за пределами Минска и Беларуси.

 

Регулярно в учреждении проводят встречи с интересными людьми. Подыскать подходящую кандидатуру не составляет труда — их и в интернате хватает. К примеру, писатель Борис Анатольевич Ганаго.

— Видишься с человеком постоянно в столовой, перекидываешься парой слов на прогулке, а потом узнаешь, что он — автор нескольких книг,—делится впечатлениями Анна Николаевна. — Вы знаете, послушала его выступление и как-то по-другому начала воспринимать жизнь. Радуюсь каждому дню, стала замечать изменения, которые происходят в природе. Раньше на это просто не обращала внимания.

Кабинет трудотерапии интерната можно без преувеличения назвать настоящим музеем прикладного творчества. Каких тут только экспонатов нет!

Обстановка по-домашнему уютная — неудивительно, что пенсионеры приходят сюда с удовольствием. Среди рукодельниц есть дамы весьма почтенного возраста. К примеру, Вере Ивановне недавно исполнилось 93 года, она занимается изготовлением ковриков.

— Не привыкла сидеть без дела. В комнате одной скучно, а здесь всегда есть люди, — поясняет женщина.

— У нас уговор: кабинет трудотерапии — территория, свободная от болезней, про хвори не разговариваем, делимся только положительными эмоциями, — включается в разговор инструктор Татьяна Ворса. — Наши мастерицы в курсе всех новостей, так что мне даже телевизор смотреть нет необходимости. Печем блины, пьем чай, обсуждаем фильмы, разговариваем о шоу-бизнесе и артистах — одним словом, хорошо проводим время.

Впрочем, пенсионеры приходят сюда не только ради общения, но и за новыми знаниями о современных технологиях изготовления поделок. Ведь во времена их молодости о таких направлениях, как декупаж, скрапбукинг, панно в технике «терра», никто даже не слышал.

Для некоторых подопечных творчество и вовсе имеет реабилитационный эффект. Неонила Николаевна перенесла четыре инсульта. Левая рука у нее практически не двигалась. Когда пришла на занятия, не могла держать в руках крючок. Теперь вяжет шикарные пледы, которые не отказалась бы иметь в своем доме даже самая привередливая модница.

Справочно

88 человек проживают в настоящий момент в «Свiтанке». Из них на полном государственном обеспечении — 49 (по договорам ренты — 9), на платной основе — 39 пенсионеров.

Средний возраст — около 80 лет.

 

 

Источник: «Минск – новости» 27.06.2017

 

Опубликовано